19 января 2014, воскресенье
Новые зенитно-ракетные комплексы пополнили музейную экспозицию
Посетителям Артиллерийского музея хорошо известна представленная на внешней экспозиции целая линейка зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) - «Куб», «Круг», «Оса» и другие.
Вскоре все желающие смогут познакомиться и с другими образцами, которые до недавнего времени состояли на вооружении Российской армии, а также активно экспортировались в другие страны. Среди них - пусковая установка зенитно-ракетного комплекса С-300, транспортно-заряжающие машины зенитно-ракетных комплексов С-200 и С-75, а также пусковая установка зенитно-ракетного комплекса С-125 с четырьмя ракетами и транспортно-заражающей машиной.
Зенитно-ракетный комплекс С-75 вошел в историю войск противовоздушной обороны как образец, который нашел наиболее широкое применение во всём мире. Он представляет собой подвижный зенитный ракетный комплекс. Принятый на вооружение в Советском Союзе в 1957 году, он позволял бороться со всеми имевшимися в то время в мире аэродинамическими целями. Его применение также способствовало решению ряда тактических задач - выходить из-под удара противника, меняя позиции, действовать из засад, выдвигать резервные комплексы взамен выведенных из строя и т.д. Новая зенитная ракетная система предназначалась для обороны промышленных объектов, войсковых частей и соединений и др.
Для комплекса С-75 был разработан новый метод наведения ракет на цель - так называемый метод половинного спрямления, т.е. ракета направлялась к промежуточной расчетной точке.
Комплексы С-75 комплектовались пусковыми установками и транспортно-заряжающими машинами.
Появившаяся в собрании музея транспортно-заряжающая машина комплекса С-75 (ПР-11БМ) изготовлена на базе специального полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151КВ. С нее производилось заряжание пусковой установки. Оно осуществлялось при повороте балки с ракетой на 90° относительно продольной оси прицепа, с ориентацией ракеты хвостовой частью в сторону пусковой установки. Сопряжение направляющих балки транспортно-заряжающей машины и пусковой установки обеспечивалось установкой на грунте подъездных мостков, фиксировавших положение машины относительно пусковой установки, а также другими специальными приспособлениями. Перевод ракеты с тра нспортно-заряжающей машины на пусковую установку осуществлялся за 1 минуту. Общее время перезаряжания пусковой установки с учетом времени подъезда из укрытия - 2-4 минуты. На практике, при слаженной работе время заряжания было еще меньше.
В 1961 году на вооружение поступил зенитно-ракетный комплекс С-125. На экспозиции музея будет представлена его пусковая установка (5П73) с четырьмя ракетами и транспортно-заражающей машиной. Данный комплекс разрабатывался для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями на дальности от 3,5 до25 км.
Старт ракеты осуществлялся под наклоном, с пусковой установки, наводимой по углу места и азимуту, а заряжание осуществлялось последовательно двумя транспортно-заряжающими машинами на базе автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 или ЗиЛ-157.
Данный ЗРК применялся в различных локальных войнах и конфликтах. Известно, что в 1970 году 40 дивизионов с С-125 прибыли в Египет, где быстро показали свою эффективность. За июль - август 1970 г. ими было сбито 9 израильских самолетов и 3 повреждено, после чего на Суэце наступило перемирие...
Зенитно-ракетный комплекс С-200, принятый на вооружение в 1967 году, дополнил имеющиеся ЗРК С-75 и С-125 с радиокомандным наведением. Неоспоримым достоинством комплекса стало применение самонаведения ракет. С таким преимуществом, даже не реализуя полностью свои возможности по дальности, С-200 дополнил вышеупомянутые системы. Особенно явно преимущества нового ЗРК могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет С-200. Таким образом, существенно усложнились задачи противника при ведении как радиоэлектронной борьбы, так и высотной разведки.
В числе дополнительных преимуществ комплекса С-200 отмечается возможность полуавтоматического з аряжания с помощью транспортно-заряжающей машины. Это в свою очередь обеспечивало быструю, без длительной взаимной выставки со средствами заряжания, подачу на пусковые установки тяжелых ракет, слишком громоздких для проведения ручной перезарядки по типу комплексов С-75.
Зенитно-ракетный комплекс С-200 будет представлен в экспозиции музея транспортно-заряжающей машиной 5Т82М. Заряжание с такой машины производилось с использованием электропривода.
Следующим комплексом, разработанным в СССР для поражения целей на больших дальностях, стал зенитно-ракетный комплекс С-300. Конструкторские работы над новой зенитной ракетной системой начались в 1969 году. К этому времени в Советском Союзе на вооружении состояли подвижные комплексы одноканальные по цели С-75 (средней дальности), С-125 (маловысотный малой дальности) и комплекс большой дальности до 400 км С-200.
ЗРК С-300 стал первой многоканальной зенитной ракетной системой, способной сопровождать каждым комплексом (ЗРК) до 6 целей и наводить по ним до 12 ракет. С-300 способен поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта — до превышающих потолок высоты для целей; на дальностях: от нескольких километров — до 150, 200, 300 километров. Главное предназначение комплекса – оборона крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника.
Пусковые установки ЗРК С-300 несут по четыре транспортно-пусковых контейнера с ракетами, оснащены системой автономного электропитания и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ.
Одна из таких установок теперь в числе прочих стала музейным экспонатом. Она демонстрирует новый принцип пуска ракеты по сравнению с теми, что применялись у предшественников С-300. Здесь применяется так называемый минометный старт, при котором ракета запускается непосредственно из транспортно-пускового контейнера, крышка контейнера при этом выбивается избыточным давлением, создаваемым размещённым в ТПК газогенератором (вопреки распространённому заблуждению ракета не пробивает крышку, что могло бы повредить обтекатель головки наведения).
Такая схема пуска обнаружила целый ряд преимуществ – возможность размещения установки практически в любом, даже весьма ограниченном пространстве: между зданиями, в узких ущельях и ложбинах, лесах; стрелять в любом направлении, с разных высот и направлений, как по «вертикали» так и «горизонтали».
Новые образцы военной техники заняли свое место на внешней экспозиции музея № 2, которая в недалеком будущем будет открыта для посетителей.
« к списку событий
|