телефон +7 (812) 232 02 96

заказ экскурсий

Музей открыт
с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше)
вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00
выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

Оружие Западной Европы XV – XVII вв.

В собрании холодного, огнестрельного оружия и защитного вооружения стран Западной Европы XV-XVII в. представлены рыцарские мечи и кинжалы, шпаги, кончары, двуручные мечи, арбалеты, шиты–павезы, клевцы, перначи, древковое оружие пехоты – алебарды, боевые топоры, протазаны, моргенштерн, боевой цеп, гизарма, «крылатое» копье, а также фитильные и колесцовые ружья и пистолеты.

 

Экспозиция построена исключительно на предметах, происходящих из фондов музея. Собрание западноевропейского оружия музея начало формироваться еще в XVIII в., когда в Достопамятном зале (1756 г.) – предшественнике Артиллерийского музея – была создана «рыцарская комната». В ней хранились латы тевтонских рыцарей (некоторые из них использовались в качестве доспехов «печальных» и «радостных» рыцарей при погребении российских монархов второй половины XVIII – XIX вв.), средневековые кольчуги, кирасы, шишаки и т.д. Это собрание пополнялось и в XIX в., а в 1920-1930-е гг. музею были переданы конфискованные предметы западноевропейского оружия из частных собраний.

 

В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи обладает одним из крупнейших в России собраний оружия стран Западной Европы XV-XVII веков. Оно сопоставимо лишь с коллекциями Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля и Государственного исторического музея.

 

Большая часть экспозиции посвящена истории военного дела в эпоху Средневековья и Возрождения. Здесь можно увидеть доспехи бранденбургских курфюрстов Иоахима I Нестора, Иоахима II Гектора и Иоганна Георга середины XVI в., бургиньот телохранителей императора Карла V работы известного оружейного мастера Коломана Хельмшмидта, церемониальный немецкий меч с изображениями святого Георгия, святого Христофора, Девы Марии с младенцем Иисусом и святой Варвары на клинке… Интересна шпага, на клинке которой изображены курфюрсты, участвовавшие в выборе императора Священной Римской империи германской нации. Такие шпаги дарились князьям-выборщикам на память.

 

В центре зала – конные фигуры трех рыцарей. Две лошади защищены тяжелыми конскими доспехами. Они изготовлены в 1552 и 1550–1560 гг. мастером Кунцем Лохнером для Саксен-Готского герцога Иоганна Фридриха II и Иоганна Вильгельма герцога Саксен-Веймар-Кобургского.

 

Один из доспехов одет на чучело гнедого коня по кличке Солдат, принадлежавшего императрице Екатерине II.

 

На протяжении веков основным оружием знатных воинов был меч, и ему зачастую приписывались магические свойства. От качества клинка зависела жизнь его владельца. Поэтому меч из хорошей стали стоил дорого, а мастера делавшие клинки высокого качества приобретали всемирную известность. Так, например, особенно ценились клинки мастеров из Пассау (Германия), а их фирменный знак – «пассаусский волк» являлся своеобразным знаком качества. Зачастую покупатели отказывались приобретать меч без так называемого «волчка», и оружейники других стран вынуждены были подделывать этот знак или ставить его рядом со своим клеймом.

 

Голова короля на лезвии меча – клеймо другого известного мастера Иоганнеса Вундеса, работавшего между 1560 и 1620 г. Это клеймо сохранилось на притолоке его дома в Золингене, вместе с инициалами I. W. и девизом и двустишьем «Голова короля – мой герб, в котором мне столь много завидовали». При сыновьях и внуках клеймо не удержало на высоте своей репутации, а конце XVIII в. наследники продали право на использование клейма за смешную сумму в четыре талера.

 

В зале представлены и огромные двуручные мечи (до 2 метров длиной и весом до 4,5 кг), с прямым, волнообразным и, даже, изогнутым лезвием, которые использовались чаще всего ландскнехтами в пеших схватках.

 

Для эффективного пробивания брони использовались клевцы или чеканы. Их удар, пришедший по нормали (под углом 90 градусов) пробивал пластины доспеха. Перначи (шестоперы) служили ударно-дробящим оружием.

 

Для защиты от совершенствовавшегося наступательного оружия мастера-оружейники в середине XV в. стали изготавливать полностью пластинчатые доспехи, которые не стесняли движений воина и обеспечивали максимально надежную защиту от рубящих и колющих ударов противника. Лучшими считались доспехи сделанные в Южной Германии и Северной Италии. Их форма менялась со временем. На смену готическому доспеху пришел так называемый «максимилиановский» тип доспеха, названный так оружейниками XIX века по имени императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1493—1519). Его отличительной особенностью является гофрированная поверхность брони, что давало возможность снизить вес без ущерба для прочности.

 

На экспозиции демонстрируются пять полных комплектов рыцарских доспехов со шлемами различного типа и кирасами, изготовленными мастерами Германии и Северной Италии.

 

Части роскошного золоченого доспеха (оплечья и набедренники) с изображением гербов и большой государственной печати Российского государства были заказаны для Лжедмитрия I (1605-1606) в Милане в мастерской известного оружейника Помпео делла Кьеза. Телохранителям Самозванца принадлежал колесцовый штуцер, на нижней части ствола которого надпись «Dometrius Imperator». 

 

Как многие виды защитного вооружения значительные изменения в Средние века, претерпели шлемы. Самым тяжелым был горшкообразный шлем, который носили рыцари – крестоносцы с начала XIII в. На смену ему пришел легкий шлем – «басинет». Шлем типа «салад» также был более удобен и использовался довольно длительное время. Однако, самым совершенным шлемом считается шлем «армэ» с раздельно открывающимися забралом и визиром. В XVI в. появился открытый шлем «морион». Он был удобен тем, что не мешал целиться, и его носили пехотинцы, лучники и, впоследствии, мушкетеры.

Существовали и специальные турнирные шлемы. Богато декорированный парадный шлем – настоящий шедевр оружейного мастерства – несет на себе клеймо города Аугсбурга. Этот шлем изготовлен в мастерской известного мастера Антона Пеффенгаузера.

 

О временах трех мушкетеров напоминают многочисленные рапиры, шпаги, кинжалы для фехтования и мушкеты. Ярким свидетельством той бурной эпохи является парадный кинжал с изображением гербов Франции и Наварры и сценой взятия Ла Рошели, принадлежавший Людовику XIII. Наконечник протазана «Стражи ворот» французского короля относится ко времени правления его сына – Людовика XIV («Короля-солнца»).

 

В зале представлены несколько десятков образцов огнестрельного оружия (пистолетов, ружей, мушкетов, штуцеров, винтовок и т.п.). Среди них уникальный пистолет, ствол которого изготовлен из толстой кожи (толщиной до 9,4 мм). Поражает своей красотой и изяществом петринал (карабин) с колесцовым замком. Его ствол украшен позолотой, а ложа инкрустирована костью с изображением мифологических сюжетов (Леда и Лебедь), античных богов (Сатурн, Зевс, Меркурий, Венера и др.) и муз.

 

К «необычному оружию» относится комбинированный пистолет-пернач из коллекции Гогенцоллернов, фуркет (подставкой для мушкета) с выдвижным лезвием и топориком, меч – пистолет, протазан с двумя колесцовыми пистолетами (их спуски выведены на середину древка для удобства стрельбы), а также семиствольная рижская пушка.

 

Среди мемориального оружия – штуцер с кремневым замком, принадлежавший баронам Каульбарсам. По преданию из него в ноябре 1718 г. был застрелен шведский король Карл XII под стенами норвежской крепости Фридрихсгалл.

 

К ранним образцам средневековой артиллерии относятся железнокованная казнозарядная бомбарда и бронзовая аркебуза. Эти пушки выкованы из металлических полос и укреплены поперечными стягивающими обручами. Их стволы закреплялись на деревянной колоде, куда вкладывалась и зарядная камора, которую закрепляли поперечным клином. В каморе находился пороховой заряд, а ядро вставлялось в ствол с нижней его части. Благодаря этому решалась проблема скорострельности, поскольку заряженных камор могло быть несколько. Однако пороховые газы прорывались в месте соединения ствола и каморы, что сказывалось не только на мощности и точности стрельбы, но и могло привести к трагическим последствиям. Орудия могло разорвать, а артиллерийский расчет при этом сильно пострадать или погибнуть. Место такого разрыва видно на стволе аркебузы XV в.

 

Совершенно по-другому выглядят дульнозарядные парадные пушки конца XVI – начала XVII вв. Они отличаются уникальным художественным литьем, а также тщательной отделкой и проработкой деталей.  Они изготовлены в литейной мастерской Несвижского замка – фамильного владения крупнейшего польско-литовского магната князя Николая Христофора Радзивилла (Сиротки).  Их отливкой руководил немецкий мастер Герман Мольтцфельд (Мольцер).  Одна из пушек называется «Виноград» (или «Чаша изобилия»).  Весь ее ствол украшен литыми гроздьями винограда и виноградной лозой.  Вторая пушка – «Цербер» покрыта изображениями трехглавых псов и косматой шерсти.  На пушке – девиз: «Я, Цербер, страшно лаю, пока дарую Диту (другое имя бога царства мертвых Плутона) тысячи».

 

Поражает своим великолепием пятитонная пушка, отлитая любекским мастером Альбертом Беннинком в 1669 г. для правительства Голландии. По мнению специалистов, она относится к числу самых красивых и высокохудожественных артиллерийских орудий в мире.

 

В зале можно найти и подлинные орудия правосудия средневековой Европы, сохранившиеся в коллекции музея.  Вероятно, это самые сильные по воздействию экспонаты.  Мало кого оставляют  равнодушным ужасного вида «позорные маски», мечи палачей и меч правосудия, на клинке которого изображены богиня Нимезида и выгравирована надпись «Христос, ты направляешь своего судью». Три железные маски XVI–XVII вв. были созданы для пыток и наказаний.  За особо тяжкие преступления выносились смертные приговоры, исполнение которых требовало особого оружия.  Палаческие мечи отличались от «благородных» характерным тупым (обрубленным) концом.  Именно такими клинками отрубали головы преступникам в XVI - XVII в.

 

Любимым развлечением королевских особ, знати, а также нетитулованного дворянства была охота. Весной и летом охотились на оленей, осенью травили зайцев, зимой выслеживали кабанов и медведей. У каждой охоты были четко разработанные правила, нормы этикета и оружие. Ружье-чинка использовалось при охоте на птицу. Штуцера применялись для более крупной дичи. Охотничьими ножами и кортиками добивали и разделывали добычу, а на специальном ноже-вертеле жарили мясо на костре.

 

На охоте часто пользовались и арбалетами.  Это метательное оружие, сочетающее в себе лук с механизмом натягивания тетивы, применялся не только в бою. Один из представленных образцов имеет английский ворот (полиспаст). Он появился довольно рано, предположительно, во второй половине XII века. Несмотря на сложность и неудобство при использовании имел значительное распространение. Стальная дуга на арбалетах появилась не ранее XIV – начала XV в.  Для натягивания тетивы требовалось время и в полевых условиях воины использовали высокие щиты-павезе для прикрытия от вражеских стрел. В витрине можно увидеть такой щит, изготовленный в г. Констанц в XV в., на котором изображен герб этого города.

Общий вид зала «Оружие Западной Европы XV–XVIII вв.»
Парадные рыцарские и конские доспехи. Германия. Вторая половина XVI в.
Общий вид зала «Оружие Западной Европы XV–XVIII вв»
1-пуд. (195-мм) бронзовая пушка. Любек (Северная Германия). 1669 г. Мастер Альберт Бенинк
Меч. Западная Европа. XV в. На рукояти костяные вставки с изображениями святых Георгия, Себастьяна, Варвары и младенца Христа
Кинжал (дага) для левой руки. Западная Европа. XVII в.
Протазан комбинированный с двумя 12-мм колесцовыми пистолетами. Саксония. Конец XVI — начало XVII в.
Алебарда трабантов саксонского курфюрста Кристиана II. Саксония. 1602 г.
Протазан Гвардии ворот (Garde de la porte) французского короля Людовика XIV. Париж. 1679 г.
Куза телохранителей пфальцского курфюрста Карла Людвига. Германия. 1678 г.
24-мм пистолет с кожаным стволом и колесцовым замком. Франция. Первая половина XVII в.
Кинжал с ножнами. Принадлежал французскому королю Людовику XIII. Франция или Нидерланды. 1628 г.
13,5-мм пистолет типа «пуффер» с колесцовым замком. Байерн (Германия). Ок. 1579-1580 гг.
Шпага. Германия. Середина XVII в.
Меч. Германия. Начало XVII в.
Ствол 110-мм бронзовой мортиры художественного литья. Западная Европа. XVI в.
Шишак «венгерского» типа. Польша. Вторая половина XVII в.
Шлем турнирный. Аугсбург (Германия). 1590 г. Мастер Антон Пеффенгаузер
Позорная маска. Германия. XVI – XVII вв.
13,4-мм пистолет-топорик-клевец с колесцовым замком. Франция. Конец XVI – начало XVII в.
Шпага. Испания. Начало XVII в.
11-мм пистолет с колесцовым замком. Нюрнберг (Германия). Вторая половина XVI в.
Шлем «армэ». Германия. XVI в.
Меч палача. Пассау (Германия). XVII в. Мастер Петер Клот
22-мм колесцовый пистолет. Нюрнберг. Конец XVI в. (Мастер Питер Даннер) и 13-мм колесцовый комбинированный пистолет-пернач. Германия. XVI в. Из коллекции Гогенцоллернов
Части доспеха (оплечья, наручи и поножи) Лжедмитрия I. Милан. Мастерская Помпео делла Кьеза. 1605-1606.