ВОЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ. К 200-летию со дня основания Главного инженерного училища

В начале XIX века отечественное военно-инженерное искусство отставало от  западноевропейских государств. Состояние крепостей не соответствовало современному уровню фортификации; военная инженерная наука развивалась слабо: в печати появлялись только переводные сочинения и статьи по инженерному искусству.

Назначенный в 1817 г. генерал-инспектором по инженерной части великий князь Николай Павлович, будущий император, первым делом решил усовершенствовать военное инженерное образование и выступил инициатором основания военного инженерного училища, отвечающего всем современным требованиям.   

24 ноября (6 декабря) 1819 г. император Александр I утвердил штаты нового учебного заведения, получившего название Главного инженерного училища. Его воспитанники именовались кондукторами и считались на действительной службе.

Училище составляли три низших, кондукторских класса и два высших офицерских класса. Они были размещены в Михайловском замке,  получившем новое название – Инженерный.

Руководством училища ставилась задача «приготовить для инженерного корпуса не только военных специалистов, но и прекрасно образованных офицеров». Необходимые для инженера науки были разделены на две категории: общеобразовательные и специально-инженерные. К первым относились: родной язык, один из иностранных языков, география, этнография, статистика своего отечества и соседних государств, математика, в том числе высшая (дифференциальное исчисление), история, физика, химия и минералогия. Специальными науками были определены: фортификация, постройка дорог и мостов, геодезия и топография, артиллерия, военно-строительное искусство, крепостная война, минное искусство, гражданское строительное искусство, строительная практика, механика, начертательная геометрия и рисование.

Материалы выставки знакомят с учебными программами, жизнью и бытом воспитанников училища. Среди уникальных экспонатов – «Журнал для отметки времени посещения Главного инженерного училища высочайшими особами», который регулярно заполнялся с 1827 по 1915 год. Из документа следует, что больше 40 раз сюда приезжал император Николай I.  В память о нем после смерти монарха Главное инженерное училище было «высочайше переименовано» в Николаевское, воспитанники училища стали называться юнкерами, а на базе офицерских классов была создана Николаевская инженерная академия.

На выставке демонстрируются фотографии выдающихся военных инженеров –   выпускников, профессоров, преподавателей, начальников училища и академии: основателя русской фортификационной школы А.З. Теляковского, героя Севастополя,  руководителя  военно-инженерных работ Э.И. Тотлебена, известного историка Н.К. Шильдера, руководителя обороны Шипки Ф.Ф. Радецкого. Здесь же можно увидеть фотографии известных учёных, писателей, художников, учившихся в свое время в инженерном училище. Среди них физиолог И.М. Сеченов, электротехник П.Н.Яблочков, художник, академик Императорской Академии художеств К.А. Трутовский, писатель Ф.М.Достоевский, композитор и музыкальный критик Ц.А. Кюи и другие.

Из документов по истории академии особый интерес представляют два контрастных по смыслу документа: письмо 1904 г. «обожаемому монарху» Николаю II с выражением верноподданнических чувств от слушателей академии, отправляющихся на Дальний Восток, для участия в военных действиях против Японии, которому противопоставлена присяга  на верность Российскому государству и Временному Правительству, подписанная преподавателями академии 4 марта 1917 г.

Зимой 1918 г. в Инженерном замке, где в течение 100 лет жили и обучались воспитанники Николаевского инженерного училища, обосновался Инженерный военный техникум, готовивший командиров для вооруженных сил новой Рабоче-крестьянской Красной армии. Экспонаты выставки позволят узнать, что изменилось в системе инженерного образования и как учились курсанты «из народа».

Преемницей Николаевской инженерной академии с первых лет советской власти стала Военно-инженерная академия. Вниманию посетителей будет представлена целая галерея фотопортретов профессоров, преподавателей, начальников кафедр академии.

В 1925 г. Военно-инженерная академия была слита с Артиллерийской академией и образовала Военно-техническую академию. В 1932 г. этот эксперимент завершился, и отделившаяся вновь Инженерная академия была переведена в Москву. 

В годы Великой Отечественной войны академия подготовила около 5 тысяч офицеров инженерных войск и топографической службы.  Многие преподаватели выезжали на фронт для обеспечения военных операций командования. В действующей армии сражались выпускники академии.  Так на одной из фотографий военной поры запечатлен М.П. Воробьёв, генерал-майор, начальник инженерных войск Западного фронта, один из руководителей строительства оборонительных рубежей и создания системы противотанковых заграждений на ближних подступах к Москве, в последующем – генерал-лейтенант (1943), генерал-полковник (1943), первый маршал инженерных войск (1944). На снимке 1942 года он стоит в группе военнослужащих, награждённых орденами за участие в разгроме немцев под Москвой.

В послевоенный период научная и педагогическая деятельность академии многократно отмечалась правительственными наградами. На выставке экспонируется знак учреждённый ЦК КПСС, Президиумом ВС СССР, Советом Министров СССР и ВЦСПС для награждения трудовых и воинских коллективов, победителей в соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР. Юбилейный почётный знак Военно-инженерной академии вручил маршал инженерных войск В.К. Харченко.

В настоящее время академия входит в состав Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» в качестве структурного подразделения - Военного института (инженерных войск) ВС РФ.

Всего на выставке представлено около 200 предметов из фондов музея.  Помимо документов, фотографий, живописных и графических портретов также можно увидеть приборы и инструменты, макеты техники, учебные пособия по фортификации от начала XIX в. до 70-х годов XX столетия.

 

Выставка «Военные инженеры на службе Отечеству» откроется для посетителей 18 декабря и будет работать до конца марта 2020 г.

« назад к списку